Записки иммиграционного консультанта. Открытие ресторана в Италии

T:+7 495 741 1879,

Viber, WhatsApp: +39 331 4835938

E-mail: info@dv-consulting.net

Вы собираетесь инвестировать в бизнес в Италии? Один из излюбленных проектов (с которого, по меньшей мере,  начинается большинство обсуждений) – открытие & приобретение собственного ресторана.

Отношение итальянцев к еде общеизвестно. Это культ, традиции, искусство и бизнес одновременно. “Быть владельцем ресторана” – престижно, независимо от того, идет речь о маленьком баре или траттории на сотню – другую “посадочных мест”.

Остается найти ответ только на “один вопрос”, как “войти” в ресторанный бизнес, к чему следует быть готовым и как превратить ресторан в “прибыльное предприятие”.

Попробуем коротко поделиться опытом наших клиентов.

Главное: открытие ресторана в Италии – не только сложная и дорогостоящая, но и финансово рискованная процедура. Многие рестораны не выдерживают конкуренции уже в первый год и вынужденно закрываются. Избежать участи — «деньги на ветер» — можно, но только при условии безупречной подготовки проекта.

Вот основные замечания, которые могут быть полезны как новичкам, так уже и умудренным опытом рестораторам.

Работа в ресторане. По мнению большинства экспертов – лучший способ начать бизнес – поработать, хотя бы, несколько месяцев в ресторане аналогичного формата. Устроиться на работу очень сложно, но результат может превзойти все ожидания.

Маркетинг, принципы формирования меню, оплата труда, снабжение – вот минимальный круг вопросов, на которые можно и нужно получить если не исчерпывающие ответы, то весьма полезную информацию. Не поняв бизнес изнутри, вряд ли можно рассчитывать на быстрый успех в собственном деле.

Не секрет, что для трудоустройства в Италии необходимо, как минимум, иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение на работу…

Существует ли альтернатива трудоустройству? Покупайте помещение, сданное в аренду ресторану, формат которого Вы считаете предпочтительным для своего бизнеса. Только имейте ввиду, что использовать приобретенное помещение под собственный ресторан представится возможным только после истечения официального срока договора аренды. А до конца срока возможно остаются долгие годы…

Ну а “правильное” общение с арендатором поможет Вам собрать весьма полезную информацию об особенностях бизнеса.

Найти «своего клиента». Итальянские рестораторы – истинные мастера таргетирования своего бизнеса, точно знающие на кого ориентирована их кухня. Правильно и точно выбрать своего посетителя россиянину, не представляющему особенностей итальянской стряпни, очень непросто. Бытующая в народе идея – открыть пельменную или закусочную “in stile russo” – в большинстве случаев весьма неплодотворна ввиду неподготовленности ни местных жителей, ни туристов, ни к предлагаемому ассортименту, ни к традициям, тесно связанным с российской «продуктовой корзиной».

Концепция сервиса и кухни. Время работы ресторана в Италии во многом определяет содержательную часть меню заведения. Итальянцы никогда не «перепутают» блюда завтрака, обеда и ужина. Если Вы собираетесь работать с раннего утра до позднего вечера (например), то Вас ждет необходимость подготовки трех меню, ориентированных на разного посетителя. Плюс работа ресторана в две смены и, как следствие, серьезные затраты на персонал.

Пицца, мясо или морепродукты? Или все под одной крышей? Ответ на этот вопрос весьма индивидуален. Далеко не все шефы берутся за реализацию микс-меню.

Поставки продуктов? Все просто? Отнюдь! Вино, рыба, оливковое масло — часто приобретаются по личным каналам, а их наработка требует времени и сил.

Бизнес-план. В любом учебнике по бизнесу особое место уделено бизнес-планам: основа, стратегия, тактика, финансы…

На деле все выглядит с точностью до наоборот. Приверженцев бизнес-планов можно по пальцам пересчитать. Особенно среди тех, кто уже имел опыт работы в таком бизнесе в России или на любой другой территории.

Но новое место – новые условия. По мере формирования бизнес-плана если не решаются, то хотя бы осознаются насущные проблемы.

Если к подготовке привлечь людей, имеющих опыт создания ресторанного бизнеса в Италии, то результат может быть весьма впечатляющим.

Бизнес-план должен отвечать на многие вопросы, но все начинается с графика работы. Количество рабочих дней определяет и выручку и затраты.

В Италии многие рестораны работают только в вечернее время в рабочие дни и в обеденное – в субботу и воскресенье. Понедельник – выходной.

В небольших городах нередко практикуется “схема”: два месяца работы – неделя отдыха. Август – месяц отпусков.

Может показаться странным, но привычки клиентов однозначно определяют местные условия работы бизнеса в Италии. Изменить что-то практически невозможно. Остается только изучить и принять…

Формирование меню. На этой «ступени» разбивается большинство итальянских ресторанных проектов. Чем кормить, зависит от того, кого кормить! Кого кормить зависит от того, где расположен ресторан. Поэтому найдите место дислокации и только после этого возвращайтесь к данному вопросу.

Расположение и планировка. Найти хорошее помещение под ресторан архиважно и архисложно, особенно если речь идет о городах с населением несколько сот тысяч жителей. Если Вам предлагается помещение, в котором уже существовало кафе или другая «забегаловка», то будьте вдвойне осторожны. Хорошие «места» в Италии продаются крайне редко, а “уходят” они всегда быстро.

Купив помещение, Вы, как правило, обрекаете себя на длительное “сосуществование” с приобретенным недвижимым имуществом, отделаться от которого весьма непросто.

Арендовать? Да, конечно. Но готовьтесь к тому, что владелец будет предельно осторожен при подписании договора с новым арендатором. Но в целом, не исключайте возможность аренды. Законодательство Италии устроено таким образом, что арендатор чувствует себя куда более защищенным, чем арендодатель.

Расположение помещения: downtown или район бизнес новостройки – краеугольный камень. С одной стороны – высокая стоимость аренды в обмен на проходимость. С другой –  многочисленные офисы, обеспечивающие посещаемость в утренние и обеденные часы и выигрыш в арендной плате.

Финансирование. Можно ли привлечь дополнительные ресурсы для открытия ресторана в Италии? Да, можно и нужно. Местные банки достаточно охотно идут на кредитование бизнес-проектов, особенно если речь идет и о покупке коммерческой недвижимости. Но из этого не следует, что Ваш поход в банк завершится успешно.

Принципиально, чтобы в банке на первой же встрече с потенциальными кредиторами Вас должны соответствующим образом представить, а Вам необходимо вооружиться цифрами, обоснованиями и  гарантиями.

Лицензии. Правила безопасности. Не ждите поблажек, не рассчитывайте, что договоритесь, что потом все как-нибудь утрясется. Если существуют требования, то их надо выполнять сразу и всегда. Иначе погрязнете в оплате штрафов (кстати, они существенно выше, чем можете себе предположить) и добьетесь закрытия ресторана.

Набор персонала. Нет ничего более сложного, чем найти квалифицированный персонал в Италии. Ресторанный бизнес – не исключение. Служащие «стоят» дорого, с учетом налогообложения – очень дорого. Поэтому по максимуму рассчитывайте на свои силы. Хотя бы на первое время.

И последнее. Инвесторы, иммигрировавшие в Италию и открывшие ресторан сразу по прибытию, в один голос скажут Вам, что переезд – это стресс, а если к нему добавить еще и открытие собственного бизнеса, то это – “смертельный номер”, возможно в котором Вам еще не приходилось участвовать и в котором Вы уже точно не согласитесь участвовать во второй раз.

Но если все получится (а обязательно должно получиться, поверьте!), то уж наверняка Вы будете еще долгое время вспоминать детали этого эксперимента с улыбкой, и не раз задумаетесь о том, как клонировать свой первый успешный итальянский опыт.

Leave a Reply