Записки иммиграционного консультанта. Италия vs Швейцарии. Единый налог на доходы vs единого налога на расходы. Часть 2

T:+7 495 741 1879,

Viber, WhatsApp: +39 331 4835938

E-mail: info@dv-consulting.net

Швейцарские избиратели в конце 2014 года внесли определенные изменения в действовавшую прежде программу взимания единого налога на расходы (заменяющего налоги на доходы и роскошь), постаравшись придать ей наиболее привлекательный и прагматичный вид.

В результате, физическое лицо, претендующее на участие в программе, должно соответствовать следующим совокупным требованиям:

  • не иметь швейцарского гражданства,
  • подать документы на получение статуса налогового резидента Швейцарии впервые или после 10-ти летнего перерыва,
  • не иметь доходов от трудоустройства на территории Швейцарии.

Если речь идет о замужней паре, то оба супруга должны соответствовать упомянутым требованиям.

Налоговая база для расчета суммы единого налога на расходы, как правило, исчисляется на основе ежегодных расходов на проживание налогоплательщика и его семьи (супруг/а и иждивенцы) как в Швейцарии, так и за рубежом. Расходы на проживание, относящиеся к налогооблагаемой базе, включают расходы на жилье (в том числе, отопление, уборка, содержание земельного участка), на одежду и питание, школьное обучение для детей, на проведение досуга (хобби, спортивные мероприятия, отдых), приобретение & содержание автомобилей, лодок, яхт и т.д.

На федеральном уровне было принято, что общая сумма ежегодных расходов на проживание, должна превышать не менее, чем в семь раз ежегодные расходы на аренду жилья налогоплательщика в Швейцарии. Кроме того, было установлено, что минимальный эквивалентный налогооблагаемый доход участника программы должен составлять не менее 400 000 швейцарских франков.

Законодательством оговорено, что кантоны имеют право вносить уточнения в программу по своему усмотрению. Но в большинстве случаев, ими применяются те же критерии  оценки, что и на федеральном уровне.

Здесь следует обратить внимание на то, что налоговые ставки существенно отличаются не только от кантона к кантону, но и даже внутри кантона – от округа к округу. Например, если речь идет о налоге на роскошь, то если в Цуге и Люцерне налоговые ставки примерно равны, то в кантоне Цюрих ставки на 70%, а в кантонах Во и Женева – более, чем в 2,5 раза выше, чем в Цуге…

Суммируя вышеизложенное (на федеральном и местном уровнях), можно сказать, что минимальная налоговая база рассчитывается как наибольшая по одному из следующих критериев:

  • расходов на проживание,
  • минимального дохода в размере 400 000 швейцарских франков,
  • семикратных расходов на аренду жилья.

Расходы на проживание или аренду жилья (увеличенные в семь раз) в конце концов пересчитываются в некоторую эквивалентную сумму дохода налогоплательщика, которая и подлежит налогообложению с учетом действующих в данном округе налоговых ставок.

Не секрет, что  наиболее популярным среди россиян, по праву, остается кантон Цуг…

Итак, пусть семья из трех человек (супруги и несовершеннолетний ребенок) проживают в Цуге, «имеют» минимальный доход 400 000 швейцарских франков и совокупные активы в размере 500 000 швейцарских франков. Тогда годовой налог «семьи» составит чуть менее 90 000 франков (сравните со 125 000 евро в Италии).

«Перелом наступает», как только сумма эквивалентного дохода в Швейцарии становится равной 650 000 франков (при той же сумме активов в 500 000 франков). Начиная с этого момента Итальянская программа единого налога на доходы становится выгоднее.

По сути, так как обе программы предназначены исключительно для состоятельных налогоплательщиков, имеющих доходы и активы, существенно превышающие вышеупомянутые, можно утверждать, что Италия предлагает весьма привлекательную программу налогообложения.

Напрашивается вывод, что итальянские власти сделали серьезную заявку в противостоянии со Швейцарией. Все это так, если бы не ряд но:

  • во-первых, внедрение обсуждаемой программы может занять достаточно длительное время, прежде чем ей можно будет реально воспользоваться повсеместно на Апеннинском полуострове. Так уж устроена итальянская бюрократическая машина, что от принятия какого-нибудь закона до его реального внедрения должен пройти длительный промежуток времени;
  • во-вторых, отнюдь не очевидно, что состоятельные налогоплательщики безоговорочно «устремятся» из Швейцарии в Италию, не отличающуюся экономической и политической стабильностью, уровнем безопасности…

Увы, но все прогнозы о привлекательности Итальянской программы весьма условны, и ответ на вопрос, что приоритетнее – единый налог на доходы в Италии или на расходы в Швейцарии выходит за рамки сухого расчета затрат налогоплательщика…

В следующей части будут рассмотрены варианты получения ВНЖ в Италии и в Швейцарии для состоятельных граждан из третьих стран в свете вышеуказанных программ.

 

Leave a Reply